Вестник цифровой трансформации CIO.RU

Какого цвета облачные деньги
Какого цвета облачные деньги

Переход в облако поможет финансовому директору оптимизировать использование компанией тех видов финансовых ресурсов, которые легче получить — и легче потратить.


10:31 30.08.2021  |  Ли Атчисон | 2445 просмотров



Финансовые средства, потраченные на инфраструктуру on-premise и на облачную инфраструктуру, нельзя мерить одной меркой.

Возможно, этот вопрос покажется странным, но он действительно важен. Наряду с изменением характера использования приложений, облако изменило и типы затрат на их эксплуатацию.

Разные цвета денег

Чтобы понять это, необходимо кратко коснуться темы корпоративных финансов. У компаний существуют три различных типа затрат на определенные цели.

Капитальные затраты

Под капитальными затратами (Capital Expenditure, CapEx) обычно понимается покупка физического актива, который, как ожидается, будет использоваться в течение по крайней мере одного года.

Для производственной компании это может быть производственное оборудование. Для других – компьютерное или сетевое оборудование. Сюда можно отнести покупку транспортных средств, зданий или недвижимости.

Для капитальных затрат характерен ряд особенностей.

— Актив стоит относительно дорого. Обычно это одноразовая закупка (но одноразовая закупка может быть сделана в рассрочку).

— Приобретенный актив будет использоваться в течение длительного срока, как правило, несколько лет.

— Такие закупки обычно происходят нерегулярно, зачастую их трудно спланировать, а следовательно, и заложить в бюджет.

Капитальные затраты редко фигурируют в финансовой отчетности компаний как единая финансовая операция. С учетом размера и вариативности этих покупок, а также длительного срока службы активов их представление в рамках одной операции приведет к неверному и вводящему в заблуждение отражению финансовой отчетности. При капитальных затратах влияние покупки распределяется на многие месяцы или даже годы. Этот процесс называется амортизацией активов или просто амортизацией.

Процесс начисления амортизации настолько распространен, что является неотъемлемой частью всех современных методов бухгалтерского учета, а государства вводят законодательные требования к начислению амортизации и ее расчету в целях налогообложения.

Для большинства компаний капитальные затраты имеют жизненно важное значение, и планирование бюджета с их учетом может представлять собой довольно сложную задачу. Иногда целые раунды финансирования разрабатываются с учетом капитальных затрат.

Довольно часто для оплаты капитальных затрат компаниям приходится занимать деньги. С учетом длительного срока использования покупки одолжить деньги, как правило, несложно, особенно если приобретение может быть использовано в качестве залога по кредиту, как это происходит с недвижимостью.

Постоянные затраты

Постоянные затраты (fixed-cost expenditure) – это покупка товара или услуги, которые потребляются предприятием за короткий период времени, не превышающий одного года. Постоянные затраты предусматривают короткий период использования или приобретение каких-то расходных материалов.

Хорошим примером постоянных затрат являются расходы на рекламу. Они имеет ценность в течение определенного, относительно короткого периода времени. По истечении этого срока покупка больше не приносит ценности. Деньги тратятся на протяжении всего периода, пока показывается реклама.

Другим примером являются приобретаемые услуги, в том числе услуги по уборке офиса. Коммунальные услуги – электроэнергия и вывоз мусора – также относятся к таким затратам. В области программного обеспечения это применимо к оплате за SaaS-сервисы.

Постоянные затраты обычно не зависят от объемов производства и продаж. Сумма, потраченная на постоянные расходы в течение месяца, как правило, не меняется в зависимости от планируемых или реальных продаж. В то время как постоянные расходы могут стимулировать продажи (например, затраты на целевую рекламную кампанию), сами продажи напрямую не влияют на постоянные затраты. Совершив продажу, вы не покупаете что-либо в рамках постоянных затрат. Обычно постоянные расходы тратятся на выполнение чего-то, что, согласно ожиданиям, приведет к последующим продажам (например, на размещение рекламы).

Конечно, компания может «сократить расходы» в плохие времена или тратить больше в периоды высокого роста, но прямой зависимости между доходами от продаж и постоянными затратами нет.

Постоянные затраты обычно легче планировать и включать в бюджеты, поскольку они, как правило, состоят из небольших статей. Вы можете легко спланировать рекламную кампанию или использование SaaS-сервиса, потребление воды или электроэнергии.

Хотя постоянные затраты легче планировать, но финансовых ресурсов на них зачастую не хватает. Происходит это потому, что деньги используются по большей части для кратковременных целей. Если деньги занимаются для оплаты постоянных затрат, тратятся они обычно задолго до того, как будут возвращены кредитору. Вы не получаете от покупки ничего, что могло бы использоваться в качестве обеспечения кредита на эту покупку.

Себестоимость реализованной продукции

Последним типом затрат являются затраты на себестоимость проданной продукции (cost of goods sold, COGS). Себестоимость может быть непосредственно связана с покупкой товаров или услуг.

Показатели COGS растут при увеличении продаж и снижаются, когда продажи падают. Если ваша компания создает какой-то продукт, стоимость материалов и труда, затраченного на его изготовление, относится именно к COGS.

Рассмотрим компанию, которая продает какие-то изделия. Для того чтобы продать изделие, его сначала нужно произвести. Расходы, связанные с покупкой деталей, из которых состоит изделие, выплаты работникам, осуществляющим его сборку, упаковку и доставку, относятся к категории COGS. Все это затраты на обеспечение продажи конкретного, отдельно взятого экземпляра конкретного товара.

Расходы на себестоимость обычно находятся в прямой зависимости от объема получаемой выручки.

С учетом тесной связи с доходами затраты на себестоимость отслеживаются по-разному. Затраты на себестоимость за месяц в абсолютном выражении обычно не так важны, как постоянные или капитальные затраты. Увеличение расходов на COGS в отдельно взятый месяц обычно считается положительным фактором, поскольку является, как правило, признаком роста продаж.

Главное, что нужно контролировать – это отношение себестоимости к выручке. Разница между выручкой и себестоимостью становится основным источником получаемой компании прибыли или тех денег, которые она может заработать. Таким образом, цель заключается в том, чтобы поддерживать минимальное соотношение себестоимости к выручке, а общая сумма затрат на себестоимость уже не столь важна.

По сравнению с другими типами расходы на себестоимость легче планировать, легче включать в бюджет и легче тратить, поскольку они напрямую связаны с выручкой.

Компаниям, испытывающим нехватку финансовых средств, получить деньги на COGS относительно несложно. Поскольку затраты на себестоимость тесно связаны с выручкой, путь к погашению кредита логично искать в области увеличения доходов, связанных с COGS. На самом деле кредит вполне может быть обеспеченным, и обеспечен он заказом клиента на будущую покупку.

ЦОДы и облака

Когда компания принимает решение построить локальный ЦОД, растут ее капитальные затраты на закупку оборудования для этого ЦОДа. Много денег приходится выделять и на постоянные затраты, которые призваны покрыть расходы, связанные со строительством ЦОДа и оплатой коммунальных услуг в ходе его эксплуатации.

Получить кредит на капитальные и постоянные расходы обычно сложнее, поскольку они непосредственно не связаны с доходами – обычно сначала вы строите ЦОД и только потом получаете какую-то выручку. Нужно быть готовым обрабатывать дополнительный трафик для приложения еще до поступления доходов от продаж. Организация ЦОДа – у себя или даже у хостинг-провайдера – требует существенных предварительных капитальных и постоянных затрат.

Создавая же виртуальный ЦОД в публичном облаке, вы выстраиваете инфраструктуру динамически, по мере возникновения такой необходимости. При небольшом доходе достаточно небольшой облачной инфраструктуры. По мере роста доходов ее можно легко и быстро развивать.

При большом объеме трафика вы выделяете в облаке серверы для его обработки. При снижении трафика серверы освобождаются. То же самое относится к средствам хранения и сетевым ресурсам. Когда вы их используете, вы платите за них. Если они вам не нужны, вы за них не платите.

Затраты на облако непосредственно связаны с выделяемыми вам ресурсами, а следовательно, с вещами, которые генерируют доход – трафик, данные, сетевые компоненты. При росте продаж затраты растут, по мере снижения продаж снижаются и затраты.

Большая часть затрат на строительство облачного ЦОДа считается переменными расходами, которые относятся к категории COGS.

***

Таким образом, с экономической точки зрения, при переносе приложения в облако вы переносите расходы на приложения из категории капитальных затрат в категорию COGS. Поскольку деньги, которые тратятся в облаке, теснее связаны с доходами компании, обосновать такие расходы гораздо проще.

Понимание этих различий и понимание того, какие типы затрат больше беспокоят вашего финансового директора, имеет важнейшее значение для понимания экономического влияния от перехода в облако. Переход в облако зачастую может помочь финансовому директору оптимизировать использование компанией тех видов финансовых ресурсов, которые легче получить и легче потратить.

Цвет денег, которые вы тратите, очень важен для вашего облачного опыта.


Теги: Управление ИТ ИТ-инфраструктура Облачные сервисы SaaS IaaS



На ту же тему: