Вестник цифровой трансформации CIO.RU

«ВымпелКом» создал централизованную систему мониторинга ИТ-инфраструктуры
«ВымпелКом» создал централизованную систему мониторинга ИТ-инфраструктуры




09:21 15.11.2021  |  454 просмотров



«ВымпелКом» преобразовал действовавшую систему мониторинга ИТ-инфраструктуры в единое и централизованное решение на основе открытого ПО Zabbix и Grafana. Оно помогает оператору связи отслеживать работу и прогнозировать состояние более 180 различных приложений и бизнес-сервисов — вся информация наглядно отражается на дашбордах и фиксируется в событиях мониторинга.

Оказывая телекоммуникационные и облачные услуги, «ВымпелКом» развивает фундамент своего ИТ-ландшафта – инфраструктуру. Наблюдаемость ландшафта, доступность сервисов, предсказание возникновения затруднений у клиентов, скорость диагностики и локализация нештатных ситуаций, влияние на клиентский опыт каждого потребителя для предоставления быстрой помощи – те новые задачи, которые призвана была решить создаваемая система мониторинга. На первом этапе было инициировано построение единой системы мониторинга ИТ-инфраструктуры, поддерживающей бизнес-сервисы, включая и те, с которыми имеют дело клиенты оператора связи. Внедрение решения было доверено «Инфосистемы Джет».

На момент старта проекта в «ВымпелКоме» уже использовалось несколько систем мониторинга. Они оценивали состояние отдельных сервисов и фрагментов ИТ-инфраструктуры, не создавая общей картины. В ходе проекта была разработана архитектура будущего целевого решения, а все фрагменты ИТ-инфраструктуры объединены в единую систему на базе Zabbix, включая системы хранения данных, сетевое оборудование, системы резервного копирования, серверы с различными операционными системами и пр. Опираясь на свой опыт, инженеры интегратора настроили способы сбора информации для нетипового оборудования, а также разработали «модель здоровья» – правила (триггеры), при достижении которых система сообщает о рисках сбоев.

Чтобы видеть состояние бизнес-сервисов, специалисты интегрировали систему мониторинга с существующей базой данных управления конфигурациями (CMDB). Это позволяет отслеживать влияние функционирования ИТ-компонентов на работу более 180 приложений и бизнес-сервисов. Например, работу личного кабинета, действий с балансом, предоставления абонентам различной информации – подключенных услуг, совершенных операций и пр. Так бизнес получил четкую картину о том, как дефицит емкостей и ресурсов влияет на конкретные бизнес-функции.

Как отмечает Сергей Агеев, директор по развитию сервисов «ВымпелКома», системы мониторинга ИТ-инфраструктуры обычно не используются за пределами ИТ-подразделения. Однако в случае «ВымпелКома» это не так. Внедренное решение дает продуктовым командам и бизнесу понимание того, как работа инфраструктурного слоя и сервисов влияет на клиентский опыт. Теперь ИТ-команда при обосновании затрат опирается на реальные данные, сопоставляя их с приоритетами компании и конкретных продуктовых команд, а не на экспертные прогнозы.

Визуализация работы ИТ-мониторинга на основе ПО Grafana имеет трехуровневую структуру. Комплексный дашборд представляет обзор девяти основных направлений. На втором уровне отображается суммарная статистика по каждому направлению. Третий уровень дает сведения о конкретных устройствах, их промежуточных наблюдаемых состояний с визуализацией текущей и предыдущей нагрузки и динамики ее изменений. Так специалисты «ВымпелКома» в одной консоли контролируют состояние всей ИТ-инфраструктуры по ключевым параметрам и индикаторам от бизнес-сервиса до датчика работы вентилятора. Выход метрики за пределы нормативного диапазона фиксируется в предупреждающем или аварийном событии.


Теги: ИТ-инфраструктура ВымпелКом