Вестник цифровой трансформации CIO.RU

RAEX: Средние объемы закупок в электронной форме выросли на 19%
RAEX: Средние объемы закупок в электронной форме выросли на 19%




10:29 03.03.2020  |  3075 просмотров



Рейтинговое агентство RAEX подготовило исследование рынка услуг электронных торговых площадок. Исследование основывается на анкетирование участников рейтинга крупного российского бизнеса RAEX-600, углубленных интервью с руководителями закупок крупнейших компаний и операторами рынка услуг ЭТП.

Как отмечают аналитики, итоги 2018 и 2019 года оказались умеренно позитивными для рынка услуг ЭТП и рынка межкорпоративной электронной торговли. Средние объемы закупок в электронной форме выросли на 19,2%. Доля крупных заказчиков, использующих электронные закупки, растет стабильно низкими темпами. В то же время состоявшаяся в 2018 году реформа госрегулирования электронных закупок субъектов 223-ФЗ пока не привела к существенной консолидации рынка: не прошедшие отбор операторы смогли закрепиться в новых рыночных нишах, что позитивно влияет на конкурентную среду на рынке услуг ЭТП в целом.

Темпы прироста доли крупнейших корпоративных заказчиков, использующих электронные закупки, остаются стабильно низкими. Доля компаний, вошедших в топ-200 рейтинга RAEX-600 в 2019 году, использующих электронные закупки составила 82% по сравнению с 78% годом ранее. Для всей выборки компаний, участвовавших в опросе и анкетировании, этот показатель также вырос на 4 процентных пункта до 87%. Сопоставимые темпы прироста доли использующих электронные закупки крупнейших заказчиков сохраняются уже пятый год подряд.

Крупный ретейл второй год подряд остается ключевым сегментом, обеспечивающим прирост доли корпоративных заказчиков, участвующих в электронной торговле. По итогам 2019 года компании розничной и оптовой торговли составили 50% крупнейших заказчиков, впервые внедривших электронные закупки. Наибольший потенциал роста клиентской базы операторов ЭТП сохраняется только в сегменте нерегулируемых закупок частных и иностранных компаний.

Крупнейшие заказчики отмечают позитивные изменения в развитии конкурентной среды и предложения в электронных закупках. 36% респондентов отметили положительную динамику этого показателя по итогам 2019 года, а негативную – всего 27%, по сравнению с 68% годом ранее.

Среди компаний топ-200 рейтинга RAEX-600, внедривших электронные закупки в 2019 году, выбор в пользу крупнейших независимых торговых площадок сделали 70% заказчиков. Независимые ЭТП опережают корпоративные также по среднему уровню оценок заказчиками качества услуг. Таким образом, корпоративные ЭТП по качеству и разнообразию предлагаемых сервисов, по оценке заказчиков, все сильнее отстают от крупнейших независимых площадок.

«Миграция» крупнейших заказчиков между торговыми площадками усилилась. Доля респондентов, предоставивших данные о смене основной ЭТП для проведения закупок в течение 2019 года, в общей численности принявших участие в анкетировании компаний увеличилась до 19% по сравнению с 14% годом ранее. В то же время, по данным RAEX, в 2015–2017 годах этот показатель стабильно находился на уровне 7–8%.


Теги: Электронные закупки