Вестник цифровой трансформации

B2B-Center: методология экосистемы НСИ
B2B-Center: методология экосистемы НСИ

Виктор Мастеров: «На фундаментальном уровне задача НСИ сводится к тому, чтобы управлять уровнем соответствия данных тем физическим объектам, которые они описывают. Мы должны смоделировать оптимальный состав данных и механизм их интерпретации»


08:56 30.03.2023  |  Николай Смирнов | 2166 просмотров



Виктор Мастеров, руководитель бизнес-линии НСИ компании B2B-Center, — о создании и внедрении методологии, позволяющей выстроить гибкую экосистему НСИ.

В B2B-Center создали методологию, позволяющую вывести управление НСИ на системный уровень. О подходах к созданию решения и достигаемых результатах рассказывает Виктор Мастеров, руководитель бизнес-линии НСИ компании B2B-Center и номинант на премию Data Award.

— Что привело к созданию решения? В чем заключаются решаемые проблемы?

Наш опыт показывает, что после решения насущных проблем, таких как создание корпоративного справочника и повышение качества данных, компании неизбежно приходят к необходимости комплексного управления НСИ. Поэтому мы разработали и предложили рынку методологический подход, который выводит прикладные задачи на системный уровень. Он является фундаментом для формирования экосистемы НСИ на предприятии.

Мы — «пионеры» рынка электронных торгов России. За 20 лет мы прошли путь от небольшой компании до лидера рейтинга ЭТП, в чьем портфеле есть разнообразные сервисы для корпоративных закупок и продаж, а также решение для сквозной автоматизации закупочного процесса B2B Altis.

Управление нормативно-справочной информацией является одним из ключевых направлений нашего бизнеса. На сегодняшний день мы реализовали свыше 35 крупных проектов по НСИ, многие из которых включали интеграцию, программную разработку, консалтинг и нормализацию данных. Среди наших заказчиков — «Кордиант», «Макфа», «Полиметалл», "Российские коммунальные системы", «Самолет», «Хеликон».

— В чем особенность и «фишка» вашего подхода?

Для наших основных заказчиков — директоров по закупкам — автоматизация НСИ не является первоочередным вопросом. Они сосредоточены на надежном снабжении своих предприятий качественными товарами, в необходимый срок и по оптимальным ценам.

Ключевая особенность нашего подхода как раз в том, что мы предлагаем вывести управление НСИ на системообразующий уровень. Мы говорим о том, что данные — это прежде всего инструмент достижения стратегических целей предприятия. И чтобы эффективно ими управлять, необходимо провести комплексную оценку всех бизнес-процессов.

В НСИ мы выделяем несколько компонентов. Это инфраструктура НСИ, компетенции, ресурсы, изменения. В рамках каждого компонента решаются как фундаментальные, так и прикладные задачи.

На фундаментальном уровне задача НСИ сводится к тому, чтобы управлять уровнем соответствия данных тем физическим объектам, которые они описывают. Мы должны смоделировать оптимальный состав данных и механизм их интерпретации. Отбор признаков диктуют потребности различных подразделений: финансы, закупки, маркетинг и т.д. Недостаток данных — проблема для многих предприятий. Но не меньшие сложности возникают из-за их избыточности. Компания задействует ресурсы и мощности, накапливает информацию и не может ее в последствии эффективно применить.

B2B-Center: методология экосистемы НСИ

Прикладные задачи, которые мы помогаем решать — это подготовка данных для внедрения ERP-системы, повышение эффективности закупочного процесса, обеспечение уровня качества поступающих данных и т.д.

— Какой методологический аппарат используется?

Мы стремимся построить устойчивую и гибкую экосистему НСИ. В основе нашей методологии лежит принцип сдержек и противовесов.

Например, на предприятии существует проблема занесения некорректных данных в справочник. Мы не пытаемся найти единственное решение, а предлагаем разнести задачу по различным слоям, внедрить несколько микрорешений. Это могут быть методологические (архитектура самого справочника), технические (стандартизированные формы занесения информации) и административные инструменты. Все они работают на одну задачу и уравновешивают друг друга.

Принцип сдержек и противовесов с одной стороны повышает устойчивость системы НСИ перед человеческим фактором и риском возникновения недостоверных данных, а с другой — позволяет гибко и эффективно управлять конфигурацией системы в условиях меняющегося контекста.

B2B-Center: методология экосистемы НСИ

— Какие требования вы предъявляли к создаваемому решению, какие принципы старались соблюдать?

Основной принцип — построение цельной и взаимосвязанной экосистемы НСИ, которая учитывает специфику отдельно взятого предприятия. Для нас важно было разработать такой подход, который можно легко масштабировать на предприятиях всех отраслей с различным уровнем зрелости внутренних бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры.

— На какой платформе реализовано решение?

Экосистема НСИ реализована на технологической базе B2B-Center. Мы разработали ряд функциональных модулей: «Информационное ядро», «Мой справочник НСИ» — для самостоятельной нормализации и поддержки качества данных; Darwin — для совместного управления проектами нормализации; «Заявки Тьюринга» — для передачи функций ведения НСИ на аутсорсинг. Из них можно сконфигурировать оптимальное решение для конкретной компании. При этом мы дополнительно предлагаем методологию, которую можно самостоятельно или с нашей помощью реализовать на собственной ИТ-инфраструктуре.

— Кто является целевой аудиторией, какие компании могут быть заинтересованы?

Крупный и средний бизнес любых отраслей, для которого актуальна работа с данными, как с важнейшим компонентом эффективного управления.

— Каких эффектов может ожидать компания?

Мы помогаем выстроить эффективный подход к управлению количественным и качественным составом данных, снизить издержки на обработку избыточных данных, их актуализацию, ИТ-инфраструктуру. В конечном итоге повышается качество принимаемых управленческих решений.

У нас накоплена широкая экспертиза в управлении данными о коммерческих закупках. Наши решения в этой сфере позволяют cэкономить на трудозатратах на ведение корпоративных справочников до 40%, уменьшить складские запасы на 20%, снизить простои команды НСИ до 30% в год.

— Кто ваши клиенты? Что ими уже достигнуто?

Среди наших клиентов крупные и средние предприятия из горнодобывающей отрасти, АПК, фармацевтики, транспорта и логистики. Уже реализованные проекты предполагали разный масштаб внедряемых изменений. Среди решенных задач можно выделить несколько направлений. Во-первых, это автоматизация сквозной аналитики и отчетности для закупочного процесса по предприятиям группы в разрезе поставщиков, стоимости ТМЦ и услуг, категорий закупок. Во-вторых, внедрение принципов интерпретации и формирование самих данных для централизации процесса закупок в рамках группы компаний. Кроме того, мы выполнили формирование и аутсорсинг операционной функции НСИ для группы компаний, включая актуализацию, поддержку целостности, обогащение и нормализацию номенклатурных данных. Наконец, снижение риска возникновения некорректных данных за счет автоматической проверки качества входящих данных, внедрения контрольных точек и анализа взаимодействия пользователя с ИТ-системой.

— Каковы направления развития решения?

Прежде всего, мы хотим изменить само отношение рынка к управлению НСИ. Показать, что это не просто прикладная задача, а важная стратегическая функция наравне с другими процессами. И эффективность этих процессов зачастую зависит от НСИ и качества данных.

В перспективе мы хотим создать максимально полную базу устойчивых методологических шаблонов, по которым формируются и интерпретируются данные на предприятиях. Это поможет нам эффективно и быстро их автоматизировать, а также масштабировать решение с учетом специфики различных отраслей.

 

 

Теги: MDM Data Award

На ту же тему: